
Центробанк готовится расширить тарифный коридор, что неизбежно отразится на стоимости полисов для миллионов автомобилистов. По оценкам экспертов, средняя цена ОСАГО может вырасти примерно на 3%. Однако эта цифра лишь вершина айсберга, за которой скрывается фундаментальное перераспределение страховой нагрузки между разными категориями водителей. Принцип «один для всех» постепенно уходит в прошлое, уступая место персонализированному подходу, где ваша манера вождения и история на дороге начинают напрямую влиять на сумму в квитанции.
Суть предлагаемых изменений заключается в расширении тарифного коридора на 15% как вверх, так и вниз. Этот шаг предоставит страховым компаниям значительно больше свободы в формировании итоговой стоимости полиса для каждого конкретного клиента. Такой механизм позволит точечно подходить к ценообразованию, поощряя дисциплинированных водителей и возлагая дополнительные финансовые обязательства на тех, кто чаще других становится виновником дорожных происшествий. Страховые компании уже выразили свою поддержку этим инициативам, видя в них возможность выстроить более справедливую и сбалансированную систему.
Текущая ситуация на рынке ОСАГО, по мнению специалистов, содержит внутреннее противоречие. Значительная часть автовладельцев сейчас платит за страховку меньше, чем это предполагается их реальными рисками. Происходит это потому, что не все данные о водителях корректно учтены в действующих тарифах. В результате возникает перекос, при котором аккуратные участники дорожного движения фактически компенсируют убытки, возникающие из-за менее дисциплинированных автомобилистов. Новая система призвана исправить эту несправедливость, напрямую увязав стоимость полиса с индивидуальной историей и поведением на дороге.
Расширение тарифного коридора позволит страховым компаниям гибче подходить к формированию стоимости полисов. Безаварийные водители смогут платить меньше, тогда как стоимость страховки для «аварийщиков» вырастет.
Параллельно с этим регулятор готовит еще один значительный инструмент воздействия на проблемные регионы. Для субъектов Федерации, где местные власти не предпринимают достаточных мер по борьбе со страховыми мошенниками, будет введен дополнительный коэффициент. В таких регионах территориальный коэффициент для расчета стоимости ОСАГО может быть увеличен вдвое. Эта мера направлена на создание финансовых стимулов для региональных властей к активному противодействию мошенническим-схемам в сфере автострахования, которые в конечном счете негативно сказываются на всех участниках рынка.
На сегодняшний день в списке неблагополучных регионов со значительным уровнем мошенничества остаются Ингушетия и Новосибирская область. Для последней действующий территориальный коэффициент составляет 1,56, и после вступления изменений в силу он может быть удвоен. Аналогичные проблемы, по данным экспертов, наблюдаются и в новых регионах России, где участились случаи фиктивных ДТП с участием «ничего не подозревающих» владельцев автомобилей. Подобные схемы не только наносят прямой финансовый ущерб страховым компаниям, но и создают дополнительную нагрузку на добросовестных водителей, вынужденных косвенно компенсировать эти потери через свои страховые взносы.
Эксперты полагают, что развитие систем фотовидеофиксации нарушений ПДД может стать действенным инструментом в предотвращении страхового мошенничества. Современные комплексы фотовидеофиксации, способные выявлять множество видов нарушений и работающие в режиме 24/7, обеспечивают сбор объективных данных о дорожной ситуации . Эти данные могут быть использованы не только для привлечения к ответственности нарушителей, но и для анализа обстоятельств ДТП, что значительно усложнит жизнь организаторам фиктивных аварий.
При этом на рынке наблюдается и противоположная тенденция — к снижению средней стоимости полиса. Страховщики активно конкурируют за безубыточных клиентов, а общая дисциплина водителей на дорогах постепенно улучшается. Однако этот положительный тренд может быть нивелирован постоянным ростом цен на автозапчасти и услуги по ремонту, что вынуждает страховые компании балансировать между привлекательностью тарифов для клиентов и необходимостью покрывать растущие расходы. В результате даже на фоне расширения тарифного коридора общий средний рост цен, по прогнозам аналитиков, останется на умеренном уровне и составит от двух до трех процентов. Важно понимать, что эти изменения затронут далеко не всех автомобилистов одинаково, окончательная стоимость полиса для каждого конкретного водителя будет определяться целым комплексом индивидуальных факторов.