Обесценивание национальной валюты традиционно считается одним из главных катализаторов инфляции. Однако текущая экономическая ситуация в России демонстрирует уникальный парадокс, ставящий под сомнение это устоявшееся правило. Курс доллара на российских биржах достиг значений, невиданных с весны 2023 года, опустившись ниже отметки в 77 рублей, но это укрепление рубля не только не остановило рост потребительских цен, но и сопровождалось их заметным ускорением. Еженедельный прирост цен в октябре достиг 0,23%, что в пересчете на годовые темпы соответствует примерно 10% инфляции, создавая тревожный диссонанс в экономической картине страны.
Специалисты, опрошенные изданием «Известия», констатируют, что дезинфляционный эффект от предыдущего укрепления рубля, наблюдавшегося в первом полугодии 2025 года, к настоящему моменту полностью исчерпан. На первый план вышли мощные внутренние немонетарные и административные факторы, которые сильный рубль не в состоянии компенсировать. Даже несмотря на то, что значительная часть потребляемой в России продукции является импортной, а инфляция в странах-поставщиках остается низкой, эти благоприятные внешние условия не оказывают сдерживающего влияния на внутренний рост цен.
Сильный рубль, несмотря на сдерживание импорта, не способен полностью компенсировать рост цен на ряд товаров и услуг. В частности, выросли цены на бензин, автомобили, овощи и фрукты, а также повысились тарифы ЖКХ и транспортных перевозок .
Эксперты выделяют несколько ключевых проинфляционных факторов, действие которых оказалось сильнее эффекта от укрепления национальной валюты. Рост цен на бензин продолжает оставаться одним из наиболее заметных драйверов инфляции для конечных потребителей, напрямую влияя на стоимость логистики и, как следствие, широкого круга товаров. Одновременно с этим произошло плановое повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, которое всегда вносит весомый вклад в общий индекс потребительских цен.
Особую роль в разгоне инфляционных ожиданий играют фискальные инициативы правительства. Ожидаемое повышение налога на добавленную стоимость с 20% до 22% с 1 января 2026 года уже сейчас заставляет бизнес закладывать будущее увеличение налоговой нагрузки в свои ценовые политики. Аналитики Банка России ожидают, что это повышение добавит к инфляции 0,6–0,8 процентного пункта в декабре 2025 – январе 2026 года, несколько затрудняя достижение инфляционного таргета в 4% в 2026 году.
«Частично дополнительный НДС будет абсорбирован за счет маржи производителей и торговли. Тем не менее, это несколько затрудняет задачу достижения 4%-ной инфляции в 2026 году с учетом лагов, с которыми действует ДКП».
Потенциальное изменение параметров утилизационного сбора для автомобилей создает дополнительное инфляционное давление. Планируемое повышение ставок, по оценкам экспертов, может привести к взрывному росту цен на все без исключения автомобили, что окажет значительное влияние на общий индекс потребительских цен, учитывая долю транспортных средств в потребительской корзине. Предыдущее повышение утильсбора, как отмечала председатель Банка России Эльвира Набиуллина, добавило к инфляции около 2%, и новое, более резкое повышение, неизбежно вызовет очередной скачок роста цен.
Сохраняющийся дефицит федерального бюджета продолжает оставаться фундаментальным проинфляционным фактором. Несмотря на то, что финансирование дополнительных расходов за счет повышения НДС рассматривается как менее инфляционный сценарий по сравнению с ростом заимствований, сам по себе дефицит создает макроэкономическую напряженность. Как отмечают в ЦБ, если бы тот же уровень бюджетных расходов финансировался за счет бюджетного дефицита, а не налоговых мер, то для возвращения к низкой инфляции потребовалось бы дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики.
Сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует ограниченность влияния курса национальной валюты на инфляционные процессы в условиях, когда внутренние факторы оказываются значительно мощнее внешних. Укрепление рубля, безусловно, сдерживает рост цен на импортные товары, но не в состоянии компенсировать административное повышение тарифов, рост акцизов и последствия ожидаемых налоговых изменений. Этот парадокс свидетельствует о глубоких структурных проблемах в экономике, которые не могут быть решены исключительно за счет валютного курса и требуют комплексных мер как со стороны денежных, так и фискальных властей.