Ситуация с планируемым повышением утилизационного сбора для автомобилей получила неожиданный поворот. Министерство промышленности и торговли России официально опровергло распространившиеся в СМИ сообщения о том, что отсрочка новых правил расчета будет распространяться лишь на ограниченный круг автовладельцев. Ведомство заявило, что в действительности прорабатывается возможность полного переноса вступления в силу всех положений реформы.
Информационный вакуум вокруг предстоящих изменений спровоцировал появление противоречивых данных. Ранее ряд источников сообщал, что воспользоваться переходным периодом и оплатить сбор по действующим ставкам смогут только те граждане, которые приобрели автомобиль за границей до 12 сентября 2025 года. Эта версия получила широкое распространение, вызвав беспокойство среди автолюбителей и профессиональных импортеров.
Обращаем внимание, что информация об отсрочке вступления в силу новых правил расчета утильсбора только для граждан, купивших автомобиль до 12 сентября, не соответствует действительности
Такой четкий и недвусмысленный ответ из официального пресс-релиза Минпромторга цитируют ведущие деловые издания . В ведомстве подчеркивают, что работа ведется в ином ключе. Во исполнение поручения первого вице-премьера Дениса Мантурова анализируется вариант тотальной отсрочки для всех положений законопроекта, который был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов в сентябре.
Изначальная дата введения обновленного механизма расчета была намечена на 1 ноября. Однако 14 октября вице-премьер Мантуров поручил Минпромторгу изучить вопрос о переносе этого срока как минимум на месяц — до 1 декабря . Поводом для такого решения стало обращение в правительство со стороны «Деловой России». Бизнес-объединение указывало на серьезные логистические сложности, которые не позволяют успеть доставить и растаможить уже купленные автомобили до вступления в силу новых правил.
Отдельно в министерстве акцентируют внимание на гарантиях для импортеров, которые действуют на опережение. Предлагаемые поправки не затронут тех, кто произвел оплату утильсбора по действующим тарифам до момента, когда новая норма обретет законную силу. Этот принцип защищает компании и частных лиц, которые уже выполнили свои финансовые обязательства перед государством, от применения более строгих правил.
Согласно проекту Минпромторга, новый порядок расчета утильсбора предполагает фундаментальные изменения. Впервые с 2012 года, когда этот платеж был введен, его ставка будет формироваться не только с учетом типа и объема двигателя, но и с применением прогрессивной шкалы, напрямую зависящей от мощности автомобиля. Это означает, что владельцы машин с двигателями высокой мощности столкнутся с существенным увеличением финансовой нагрузки.
При этом для подавляющего большинства частных лиц, ввозящих автомобили для личного пользования, предлагается сохранить льготные условия. На машины мощностью до 160 лошадиных сил будут действовать сниженные коэффициенты: 3,4 тысячи рублей для новых автомобилей и 5,2 тысячи рублей для авто старше трех лет. По данным Минпромторга, на эту категорию приходится около 90% автомобильного парка, впервые зарегистрированного в России за последние пять лет.
Таким образом, текущая ситуация находится в стадии активного обсуждения и доработки. Окончательное решение о сроках и механизме введения новых правил будет принято по результатам проработки вариантов переходного периода, инициированной первым вице-премьером Денисом Мантуровым. До тех пор автолюбителям и импортерам рекомендуется следить за официальными сообщениями Минпромторга и публикациями на портале regulation.gov.ru.